Железные дороги Великой войны
Железнодорожные войска в годы войны
- обеспечение сосредото-чения и развертывания стратегического эшелона вооруженных сил
- эвакуация граждан, оборудования промышленных предприятий, ценного имущества
- участие в оборонительных сражениях и наступательных операциях
- заграждение, прикрытие и развитие сети железных дорог
- восстановление пути и искусственных сооружений
- техническая разведка и разминирование транспортных объектов
- 118 700 человек
За годы войны численность железнодорожных войск возросла почти в 3 раза – с 97,3 до 271,6 тыс. человек
За годы войны воинские перевозки превысили 19,7 млн вагонов, или более 444,2 тыс. поездов Это беспрецедентный в военной истории объем перевозок.
Эвакуация промышленности и населения
С самых первых дней войны на плечи железнодорожников легла задача по эвакуа-ции отечественной промышленности. Cоветским правительством было принято стратегическое решение о передислокации на восток всех важнейших предприятий из европейской части страны. В короткие сроки вся советская производственная база была перестроена в глубоком тылу, недосягаемом для гитлеровской армии
30% размещено в Поволжье и Восточной Сибири, 70% размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Эвакуационные грузы составляли около 50% общего грузопотока по железным дорогам, а на отдельных линиях – до 80%
Крупнейшие операции первой волны эвакуации
Украина С июня по октябрь 1941 г. из республики было вывезено в общей сложности 283 крупных промышленных предприятия и 136 небольших заводов
Ленинград С июля 1941 г. по железной дороге из города удалось эвакуировать более 700 тыс. жителей, а также вывезти 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве, и некоторые цеха Кировского и Ижорского заводов
Москва С 29 июня по 29 июля 1941 г. из столицы железнодорожным транспортом было вывезено 950 тыс. человек гражданского населения. За сентябрь – октябрь на восток было отправлено 498 промышленных предприятий
Вторая волна эвакуации (лето 1942 г.)
Несмотря на стремительное продвижение врага вглубь страны, железнодорожники смогли в кратчайший срок перебазировать в тыл предприятия и население из южных и юго-западных регионов: Воронежской, Орловской, Ростовской, Ворошиловградской и Сталинградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, а также некоторых других районов, оказавшихся под ударами противника. Кроме того, по железной дороге был вывезен хлеб из зернохранилищ, расположенных в Сальских степях и на Кубани, где вырос богатый урожай
Специализированная железнодорожная техника
-
Бронепаровоз
-
4 артиллерийские бронеплощадки с пушками 76 мм в башнях от танков Т-34
-
1–2 бронеавтомобиля,приспособленных для движения по железной дороге
-
2 бронеплощадки с зенитным вооружением с автоматическими пушками 37 мм
-
2–4 контрольные платформы с материалами, необходимыми для ремонта железнодорожного полотна
Строительство и восстановление железных дорог
Объем капитальных работ на железнодорожной инфраструктуре в 1940–1945 гг., км
Построено новых железных дорог общего назначения
|
3176 |
1930 |
2807 |
1446 |
2577 |
241 |
Электрифицировано железных дорог
|
45 |
41 |
10 |
51 |
102 |
250 |
Оборудовано железных дорог автоблокировкой и диспетчерской централизацией
|
1518 |
634 |
472 |
86 |
166 |
621 |
Год |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
- блоґ користувача Гость
- Версія для друку
- Щоб додати коментар, увійдіть або зареєструйтесь